?

Log in

No account? Create an account
Еврейская жизнь в Пойлин - Баѓалтенер Пинкос [Hebrewbooks] [Seforimonline] [Teachittome] [Mmamre] [Jnul] [Grimoar] ~

August 23rd, 2007
06:30 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Еврейская жизнь в Пойлин

В сети обнаружился большой сборник старых фотографий разных фотографов. В основном из Пойлин но есть несколько из Украины и Карпат.


Хоне Шлайфер. 85-и летний точильщик, мастер по зонтам и знахарь. Ломзь, 1927.


Эзриэльке-шамес (он был так же Шабес-клапер - т.е. он стучал по ставням, оповещая жителей что Шабес вот вот начнётся). Бъяла, 1926.
 



Евреи из горного штетла Роcахач (хребет восточных Бескидов, в Карпатах).


Еврей с козой в горном Карпатском штетле Росахач (Восточные Бескиды).


Карпатские евреи и их соседи. 1921.


Колодец в штетле. Волынь.


Маленький штетл Высок в Волыни.


Еврей с сыном на пути между Варшо и Отвоком, 1928.


Магазин и дом Янкева и Перел Ребейковых в Йезиорах, ок. 1900. Вывеска на русском гласит:
"ПРОДАЖА РАЗНЫХ ЗЁРЕН. МУКА, КРУПЫ, ОТРУБИ. --- Я. РЕБЕЙКОВ."


Магазин и дом Янкева и Перел Ребейковых в Йезиорах, ок. 1900


Магазин и дом Янкева и Перел Ребейковых в Йезиорах, ок. 1900


Штетл Заблудов знаменитый своим старым деревянным шулом.


Интерьер деревянного шула в Заблудове.


Водоколонка на рынке в Отвоке (28 километров к юго-востоку от Варшо).


Вход в еврейский район, Кроке 1938.


Старый еврейский район. Люблин 1938.


Торговый день в Кременце, 1925. (Кременец однин из самых старых еврейских городов в восточной Пойлин. Сегодня - Западная Украина).


Ярмарка одежды в Кузьмире (по польски - Кажимирец на Висле), 1920.


Евреи молящиеся у кейвера Рам"о зй"о в Лаг баОймер (его йорцайт) в Крокэ.


Циюн на кейвере Вильнер Гоэна зц"ль.  За его кейвером видно дерево которое как говорит традиция выросло около кейвера знаменитого гейр-цедека (Авроѓом бен Авроѓом Потоцкий).


Мацейво на старом бейс ѓакворойс в Львове. (Реб Яков Мешулом бен Мордехай Зэйев Орнштейн за"ль (1775-1839)). Мацейво изображает четыре части его сейфера "Йешуойс Якойв" на Шулхон Орух.


Мацейвойс на старом бейс ѓакворойс. Стриж.


Интерьер шула в Кузьмире. (Каменный шул построен в 14-м веке и это один из старейших шулов в Пойлин).


Шул-крепость в Луцке. Построена на месте старого деревянного шула в 17-м веке как часть фортификаций города для защиты от казаков и татар.


Шул в Орле. (В приечаниях указывается что изначально это была кальвинистская церковь которую потом продали евреям. Не очень понятно как это евреи её купили и переделали в шул).


Бейс ѓакнессес в Гданьске (Данциг). Уничтожен фашистами в 1940.


Евреи выходящие после тфилойс из Альтштот-шул ("старо-городской шул), на Улице Вольборска. Лодзь, 1937.
11 Ноября 1939 г. этот и другие большие шулы в Лодзи были уничтожены нацистами й"ш к дню независимости Польши.


Знаменитый деревянный резной шул в Вольпе.


Деревянный шул в Йезиорах.


Шамес Р. Мойше Пинхус. Высокие Литевские, 1924.


Балдаршн Реб Исрулик Шилдевер, хосид из Сташова.


Сойфер Реб Дувид Элье. Аниполь 1912.


Герер Ребе - Реб Авроѓом Мордехай Альтер зц"ль.


Хасидим в Крукэ. 1938.


Хасидим и остальные в Кринца-Здруй (самый знаменитый курорт в Пойлин).


Жабнер Ребе - Реб Шолом Довид Унгер зц"ль.


Еврей из Галиции.


Хейдер ингл. Варшо 1938.


Ицик Эрлих - баѓелфер (помошник меламеда) в хейдере. Сташов.


В хейдере. Люблин 1924.


"Хейдер" (школэ) для девочек. Ласкажев


Йешиве бохурим на улице Налевки. Варшо, 1928.


Шиур в доме для престарелых (18 Портовая улица). Вильно 1937.


Женский руководящий состав талмуд-Тойро в Орле (Орла в И.П.). 1930-е


Булочная. Табличка на Идиш гласит: "Очень хорошие и красивые ХАЛЭС на ШАБЕС. Так же яичные халэс". Крокэ 1938.


Домохозяйки несущие чолнт для установки в духовке пекаря на Шабес (это была общественная печь, которой могли пользоваться те у кого не было для этого своей). Бялосток. 20-е ноября 1932.


Старая микве. Залещики.


Чтение традиционной "Цэне уРэне" (Перевод Хумаша на Идиш для женщин и детей Реб Якова из Янова). Вильно.


На пути из шула. Ходоров 1938.


Cуккес. Крокэ 1937.


Покупка эсройгим.


Покупка флажков для детей перед Симхас Тойре.


Пуримшпиль. Шидловец 1937.


Уборка и сушка белья перед Пейсахом.


Ученики школы мизрохим с игрушечными ружьями на Лаг Баоймер


Нафтоли Гринбанд - дер зэйгер-махер (часовщик). Гер, 1928 (По польски - Гора Калвария)


Исроэль Лустман дер вебер (ткач). Вавольница.


Зелиг дер шнайдер (портной). Воломин.


Шустер (сапожник). Варшо, 1927.


Фаррэхтэр (починщик). Вильно.


Вассер трэгер (водонос). Сташов. (Его отец и дед тоже были водоносами).


Хаим паромщик на реке Вистула (около Кузьмира).


Симэ Свеца - перощипательница (перья ценились, так как из них выходят дорогие подушки и перины, обычно входящие в приданное). Косов.


Ди вэберке (ткачиха) делающая нити для цицис. 1938


Евреи и польский крестьянин на рынке. Отвок 1937.


Зисл дер клейзмер (музыкант). Сташов, 1930-е.


Клейзморим (еврейские музыканты которые часто выступали в сопровождении бадхена - шута). Рогатин 1912.


Берел Цын дер шмит (кузнец), 87-и летний и самый старый кузнец в Новом Месте, 1925.

Tags: ,

(255 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
From:texxi_shekk
Date:August 23rd, 2007 10:45 pm (UTC)
(Link)
Потрясающе!
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 03:33 am (UTC)
(Link)
Многие из этих фотографий сделаны Альтером Качижне и Романом Вишняком и напечатаны в их альбомах.

http://www.amazon.com/Poyln-Jewish-Life-Old-Country/dp/0805050973


http://www.amazon.com/Vanished-World-Roman-Vishniac/dp/0374520232/
[User Picture]
From:chele_sta
Date:August 23rd, 2007 11:09 pm (UTC)
(Link)
Огромное спасибо!
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 03:35 am (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:shperk
Date:August 24th, 2007 03:24 am (UTC)

В мемориз!

(Link)
Спасибо, какое богатство!
Удивительно, как играют по-новому доже хорошо известные фотографии, снабженные подписями - кто, где, когда.
Очень долго смотрел, изучал. Еще раз спасибо.
Несколько комментариев:
Кроке и Круке - это один и тот же город, Краков?

Поразила улица, на которой находился "Магазин и дом Янкева и Перел Ребейковых в Йезиорах" - обычная деревенская улица, без всяких признаков штетла. Как мало мы все же знаем о штетле!

В местечках при пекарнях действительно обычно существовали специальные печи для того, чтобы хозяйки могли на шабес оставить горшок с чолнтом. Место это значимое и важное, так как именно возле этих печей женщины могли посудачить, обменяться последними новостями и т.п. В общем, своеобразный коммуникационный центр. Так что фотография дам с горшками - не просто случайное сборище домохозяек.

А вот на фотографии "Еврей с сыном по пути из Воршо..." мальчик босой. Дети-таки бегали босыми, несмотря на талмудическое "продай черепицу с крыши собственного дома, но купи себе башмаки"?

И еще - очень любопытной показалась фотография "Хасиды и другие на водах". Что известно об отношении хасидов к курортам?
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 24th, 2007 03:29 pm (UTC)

Re: В мемориз!

(Link)
1. Да קראקא это Краков. Просто произносится евреями или Крокэ или Крукэ в зависимости от произношения Идиш/Лошн Койдеш (северного, южного и т.д.).

2. Вероятно многие люди были настолько бедными, что не могли купить себе даже ботинки что-то продав. Как говорил один персонаж "чтобы продать что-то ненужное надо сперва купить что-то не нужное, а у нас денег нет".

3. Были кошерные еврейские курорты, и состоятельные люди могли позволить себе там отдыхать. Сегодня тоже многие уезжают на лето на дачи или в в еврейские колонии в горах или лесу.
[User Picture]
From:hachik
Date:August 24th, 2007 06:44 am (UTC)
(Link)
Потрясающие фото, спасибо! Любопытно, что клейзмеры такие разномастные. Скрипачи хасиды, а духовики прям народовольцы какие-то. :-)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 24th, 2007 03:35 pm (UTC)
(Link)
Такое не было редкостью. Так как в оркерстр клейзморим могли входить и неевреи.

Вот например:

Village orchestra of Ruthenian and Jewish musicians. Verecke, Bereg County, 1895
[User Picture]
From:kerbale
Date:August 24th, 2007 02:33 pm (UTC)
(Link)
א הארציקן ישר-כוח! ממש אן אוצר. די מערהייט פון די בילדער האב איך געזען פריער (צווישן אנדערן דאכט זיך אין די בילדער וואס האבן פאטאגראפירט ווישניאק און קאציזנע הי"ד) -- וואו אויפן אינטערנעט האט איר די בילדער געפונען? אויך בשייכות מיט א קאסטיאל וואס יידן האבן לויט דער שמועה געקויפט אין איבערגעמאכט עס אויף א שול -- איז דאס פון יידישן שטאנדפונקט גאנץ מעגלעך און אפילו בארעכטיקט (להיפוך צו פארקויפן א שול די ערלים זיי זאלן דערפון מאכן א תיפלה) פון דער אנדערער זייט איז עס גארניט קלאר צי די קריסטן וואלטן טאקע דערלויבט אז יידן זאלן פארוואנדלען א קאסטיאל אין א שול. י
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 24th, 2007 03:46 pm (UTC)
(Link)
!נישטא פאר וואס
http://www.tachna.com/jlp/ כ'האב גענומען אלע בילדער פון
איך האב געגעבן שוין דעם לינק
[User Picture]
From:shaon
Date:August 24th, 2007 07:34 pm (UTC)
(Link)
Cпасибо, каждый снимок хочется рассматривать внимательно, до самых мелких деталей.
Тяжело знать, что будет со всеми этими людьми через несколько лет...
[User Picture]
From:antidos
Date:August 24th, 2007 08:44 pm (UTC)
(Link)
Тяжело знать, что будет со всеми этими людьми через несколько лет...

Тяжело знать, что Тот, кому они служили, и Чьи постановления так ревностно соблюдали, их и убил руками нацистов. Спасибо товарищу Господу за наше счастливое детство :(
[User Picture]
From:liaandco
Date:August 24th, 2007 09:04 pm (UTC)
(Link)
Спасибо . Потрясающие фотографии .
[User Picture]
From:taiyui
Date:August 25th, 2007 01:46 pm (UTC)
(Link)
Совершенно замечательные фотографии! Большое спасибо всем тем, что не поленился их найти и выложить.
Но вот вопрос: какие идейные соображения заставляют писать русскими буквами еврейские названия городов? (Кажется, что логично было бы или по-еврейски, или уж по-русски.) Польшу, возможно, вы (или тот, кто первым выложил) не хотите упоминать (не знаю, это только предположение), но города? Поймите меня правильно - я не возражаю, а спрашиваю. С непривычки выглядит так, как в советских книгах, когда одно [далеко не лучшее] время упорно писали все реплики на ин.языках, даже если они принадлежали иностранцу, только русскими буквами.
(Ответить)
From:(Anonymous)
Date:August 25th, 2007 04:43 pm (UTC)
(Link)
Совершенно согласна с taiyui.Такие потрясающие фотографии и при этом столь странное сопровождение.Если Вы пишите по-русски,то почему я должна догадываться , что шул-это синагога.Или это название для Вас постыдно? Или Вы пишите названия на идиш,или уж по-русски. Простите великодушно,но на каком языке написано "дер вебер льна"?Вы же собственными руками убиваете красоту и правду истории и языка.Очень,очень жаль, что при столь потрясающей подборке Вы сами снизили уровень подачи материала.Получилось "баночка ауф дем полочка".Простите еще раз,bahalter, если как-то задела Вас,но хотелось бы, чтобы подобные материалы и выглядели безупречно.Чтобы доказать свою правоту мы не имеем права на ошибки.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
[User Picture]
From:studentus
Date:August 26th, 2007 06:42 am (UTC)
(Link)
Интересный материал весьма. С некоторыми фотками был знаком, с некоторыми нет.
Фотка 87-летнего кузнеца весьма впечатляет, хоть и видел её уже пару раз.
Суровый такой старик с очень правильными и чёткими чертами лица.
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 06:46 am (UTC)
(Link)
И не халтурщик как видно. Это чтобы в 87 и молотом махать!
[User Picture]
From:studentus
Date:August 26th, 2007 06:48 am (UTC)
(Link)
Ещё один вопросик: "Балдаршн"- от слова "бальдор" на иврите? (Балдаршн Реб Исрулик Шилдевер, хосид из Сташова.)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 06:50 am (UTC)
(Link)
Нет, это слитное "баал даршон", т.е. тот кто говорит дрошойс. Более официальное название - маггид.
[User Picture]
From:studentus
Date:August 26th, 2007 06:59 am (UTC)
(Link)
Интересно, а вы в курсе про отношение пойлише иден к украинише иден , да и вообще евреям живущим на территории восточнее Польши?
Об этом писал р. Ш.А. ха кохен- Агаронсон, рав Киева до революции.
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 07:04 am (UTC)
(Link)
Были свои разногласия. Так же как и Пойлише и Ѓунгарише.
[User Picture]
From:laugar
Date:August 26th, 2007 07:54 am (UTC)
(Link)
супер! спасибо.
где то в этих места, в Подволочиске, мой прадедушка держал магазин
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 08:03 am (UTC)
(Link)
Не за что. Подволочиск и Волочиск это не один и тот же штетл? Это на Украине.
[User Picture]
From:laugar
Date:August 26th, 2007 08:38 am (UTC)
(Link)
австро венгрия до 19го, потом польша до 39го. дед кроме идиша, говорил на немецком, польском, русском и украинском свободно, и шутил что не выезжая из дому побывал гражданином трех стран.
[User Picture]
From:zyama_krendel
Date:August 26th, 2007 03:39 pm (UTC)
(Link)
Вы, я смотрю, очарованы идеализированным из прекрасного далёка романтизмом "местечек"... Что характерно, наши с Вами предки относились к этому "романтизму нищеты" совсем по-другому - старались всеми правдами и неправдами выдраться оттуда хоть в университет, хоть в революцию, хоть к чёрту-дьяволу, лишь бы из этого убожества...
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 03:59 pm (UTC)
(Link)
Я вовсе ничего не идеализирую. (Если вы считаете что да - покажите где вы видете преувеличение или преукрашивание действительности). Те кто пытались "выдраться в революцию" довольно быстро осознали свои ошибки, когда евсекция и НКВД стали уничтожать Идишкайт. Убожеством оказалось построение серых "советских людей", а не еврейская жизнь которую они так спешили покинуть.

Как раз ложной идеализацией оказались большевизм и "рабочие движения" которые как печь поглоитили в себе массу евреев отказавшихся ради них от своего еврейства. Понять это легко. Лозунги о "равенстве/братстве" претендовали реализовать на практике то, что заложено в само еврейство. Но когда евреи поняли что они обманулись - было уже поздно. Большевики принесли не свободу, а красный террор и уничтожение Идишкайт.
From:xatixa
Date:August 26th, 2007 03:46 pm (UTC)
(Link)
спасибо за эти фотографии, они потрясающие
эмоции передать очень трудно, но я добавила в избранное
такое нужно пересмотреть не один раз
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 26th, 2007 04:03 pm (UTC)
(Link)
bahaltener My Website Powered by LiveJournal.com